balagurov.com > Разные полезности и бесполезности > Журнал 'Коммунист' № 1'1977 - В.Корионов, 'Социальные контрасты'
 

РЕАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТРАСТЫ

В.КОРИОНОВ

Великий Ленин, характеризуя попытки империалистов удушить первое в мире социалистическое государство, писал в одной из своих последних работ «Лучше меньше, да лучше»: «Они не свергли нового строя, созданного революцией, но они и не дали ему возможности сделать сейчас же такой шаг вперед, который бы оправдал предсказания социалистов, который бы дал им возможность с громадной быстротой развить производительные силы, развить все те возможности, которые сложились бы в социализм, доказать всякому и каждому наглядно, воочию, что социализм таит в себе гигантские силы и что человечество перешло теперь к новой, несущей необыкновенно блестящие возможности стадии развития» (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 402).

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев на XXV съезде ленинской партии отмечал, что «мы создали новое общество, общество, подобного которому человечество еще не знало. Это - общество бескризисной, постоянно растущей экономики, зрелых социалистических отношений, подлинной свободы. Это - общество, где господствует научное материалистическое мировоззрение. Это - общество твердой уверенности в будущем, светлых коммунистических перспектив. Перед ним открыты безграничные просторы дальнейшего всестороннего прогресса».

Между этими двумя высказанными положениями прошло 53 года. Но какие победы всемирно-исторического значения достигнуты за этот срок, с какой убедительностью подтвердилось ленинское предвидение о гигантской силе социализма!

Досоциалистическим формациям были присущи низкие темпы общественного развития. Тогда, по выражению В. И. Ленина, «историю творили горстки дворян и кучки буржуазных интеллигентов при сонных и спящих массах рабочих и крестьян. Тогда история могла ползти в силу этого только с ужасающей медленностью» (Полн. собр. соч., т. 36, стр. 81). Громадное преимущество социализма состоит в том, что он впервые вовлек в самостоятельное историческое творчество гигантские массы трудящихся. Наступило такое ускорение общественного развития, о котором раньше можно было только мечтать.

Миллионы освободившихся от оков капитализма людей стали сознательными творцами новой жизни. На арену истории вышел новый человек, видящий свою задачу в созидании самой передовой - коммунистической - цивилизации, идущей на смену старому миру.

«Прихвостни и прихлебатели буржуазии, - писал Ленин в статье «Как организовать соревнование?», - рисовали социализм как однообразную, казенную, монотонную, серую казарму. Лакеи денежного мешка, холопы эксплуататоров, - господа буржуазные интеллигенты «пугали» социализмом народ, именно при капитализме осужденный на каторгу и казарму безмерного, нудного труда, полуголодной жизни, тяжелой нищеты» (Полн. собр. соч., т. 35, стр. 196). В действительности же только в условиях социализма появилась величайшая в истории человечества «смена труда подневольного трудом на себя, трудом, планомерно организованным в гигантском, общегосударственном (в известной мере и в интернациональном, в мировом) масштабе...» (там же, стр. 197).

Достигнутые социализмом успехи убедительно доказали, что народ, избавленный от гнета эксплуатации, способен построить общество, не знающее нищеты, безработицы, бесправия людей труда, общество, всем членам которого обеспечен качественно иной, чем при капитализме, образ жизни.

Передав все средства производства народу, социализм заложил надежную материальную основу для того, чтобы по мере совершенствования нового строя все больше развивалась демократия, чтобы все члены общества имели реальные, гарантированные права и свободы в повседневной жизни.

В условиях капитализма об этом не может быть и речи. Там человек социально беззащитен. У него нет уверенности в завтрашнем дне. Над ним денно и нощно висит дамоклов меч безработицы. Десятки миллионов людей остаются лишенными самого элементарного права - права на труд. Напомним: только по официальной статистике их число составляет в наши дни 4-5 процентов экономически активного населения стран Западной Европы и до 8 процентов в США. Но дело не сводится лишь к потере заработка. Когда человек не может найти работу, это калечит его морально. На безысходную нужду и отчаяние обрекается не только он, но и его семья. Трагизм положения усугубляется экономическим кризисом, поразившим в последние годы все основные страны капитала.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ФАКТЫ

Исследователь экономической жизни США Ф. Ландберг так, например, трактует эту проблему применительно к тем американцам, которые пока еще не числятся среди наиболее бедствующих: «...Человек, не владеющий достаточно значительной, приносящей доход собственностью, не получающий достаточно большой трудовой доход, чтобы регулярно делать крупные сбережения, или не имеющий высокооплачиваемой и постоянной работы, - человек бедный. Он может быть здоров, красив и вызывать восхищение своих друзей, но он беден. Согласно этому критерию, по крайней мере 70 процентов американцев, безусловно, бедны, хотя отнюдь не все они лишены средств к существованию или пребывают в полной нищете... Даже многие из тех, кто никогда не терял работу, часто обнаруживают, столкнувшись с необходимостью длительного лечения или аналогичными тяжелыми обстоятельствами, что они столь же беспомощны, как и бродячие попрошайки». Не надо обладать большим воображением, чтобы представить себе участь тех миллионов и миллионов людей, которые находятся на «дне» буржуазного общества.

Социализм создает все условия для того, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей, чтобы человек полностью избавился от социальных болезней и пережитков капиталистического прошлого. Атмосфера, в которой живет человек социализма, - это атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченности и братской дружбы. Рабочий, крестьянин, интеллигент в новом мире знает: он никогда не останется один на один с бедой, ему обязательно придут на помощь общество, коллектив, товарищи. И это вдохновляет на самоотверженный труд во имя процветания такого общества.

Коренные перемены в жизни людей в социалистическом обществе стали возможными прежде всего потому, что в условиях социализма производительные силы двигаются вперед поистине богатырскими шагами.

Возьмем пример Советского Союза. К началу десятой пятилетки выпуск промышленной продукции превысил довоенный уровень в 17 раз. Иными словами, за годы послевоенных пятилеток на советской земле как бы было создано еще шестнадцать таких промышленных держав, какой была наша страна в 1940 году. К началу 1976 года советский народ производил в стоимостном исчислении промышленной продукции больше, чем вырабатывалось ее на всем земном шаре накануне второй мировой войны. Такова сила социалистической экономики.

Говоря об этом, нельзя не вспомнить, что принятие первой советской пятилетки совпало с тем периодом, когда на капиталистическом Западе разразилась «великая катастрофа» 1929-1933 годов. С тех пор слова «пятилетка» и «кризис» как бы вмещают в себя суть двух противоположных общественных систем. И сегодня, когда в СССР стартовала десятая пятилетка, капиталистические страны все еще бьются в тисках очередного, самого глубокого и продолжительного с тридцатых годов кризиса.

Социализм уверенно наступает на пятки капитализму в экономическом соревновании двух систем, идет вперед темпами, недосягаемыми для старого мира. В девятой пятилетке производство промышленной продукции в СССР увеличивалось в среднем на 7,4 процента в год, а в США и странах «Общего рынка» - лишь на 1,2. Эта тенденция стабильна. Достаточно сказать, что в 1950-1975 годах среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР и других странах социалистического содружества были более чем в 2 раза выше, чем в развитых капиталистических странах (соответственно 9,6 и 4,6 процента).

Еще до девятой пятилетки наша страна производила больше, чем любая другая, чугуна, железной, марганцевой и хромовой руды, угля и кокса, цемента, калийных солей и фосфатного сырья, тракторов, тепловозов и электровозов, хлопка, льна и некоторых иных видов продукции, а в истекшем пятилетии - также стали, нефти, минеральных удобрений. Новые величественные перспективы открыл перед нашей страной XXV съезд КПСС, утвердивший Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы.

Реальные доходы на душу населения в СССР удваиваются примерно каждые 15 лет. Это значит, что на протяжении человеческой жизни социалистическое общество несколько раз переходило к качественно новому уровню потребления. В 1976-1990 годах Советская страна будет располагать примерно вдвое большими материальными и финансовыми ресурсами, чем в истекшем пятнадцатилетии.

Или возьмем пример социалистической Чехословакии.

ЧССР занимает неполную десятую часть процента земной суши, что ставит ее по размерам территории на 93-е место в мире. По числу жителей она находится на 38-м месте (0,4 процента населения мира). На базе социализма чехословацкие трудящиеся небывало ускорили индустриальное развитие своей родины. Ее доля в мировом промышленном производстве достигла 1,9, в добыче угля - 2,7, в выплавке стали - 2,1 и в машиностроении - 2 процента.

Столь же внушительные цифры, раскрывающие огромные успехи нового мира, приводились на недавних съездах братских партий стран социалистического содружества. Эти цифры наглядно подтверждают, что социализм намного сокращает путь, который проделали в своем развитии страны капитала, являет собой неоспоримые преимущества перед старым миром.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

200 лет своего существования отметили в 1976 году Соединенные Штаты Америки. Буржуазная пропаганда не пожалела ни сил, ни средств для того, чтобы представить эту страну в качестве некоей «витрины» капиталистической системы. В действительности же американская «витрина» - лишь олицетворение строя, лишенного будущего.

Выступая в связи с юбилеем перед студентами Туланского университета в Новом Орлеане, тогдашний президент Дж. Форд говорил: «...Мы подошли к торжествам по случаю 200-летия существования Соединенных Штатов, не достигнув человеческого совершенства...». Ясность в этот вопрос внесло президентское послание конгрессу «О положении страны», зачитанное 19 января 1976 года. Вот некоторые выдержки из него: «Лишь очень немногие в нашем обществе могут нести на себе бремя катастрофической болезни»; «Слишком многие из наших программ социального вспомоществования не отличаются достаточной справедливостью и делают возможными злоупотребления»; «...Я предусматриваю строительство четырех новых федеральных мест заключения»...

Не случайно американский публицист Эммет Джон Хьюз, служивший в свое время помощником президента, начал свою книгу «Америка не непобедима» словами: «Мы как народ стоим сейчас перед судом истории. Перед нами снова возникла необходимость правдивым словом и обильными делами дать ответ на вопрос, сможет ли наша страна, являясь такой, какова она есть сейчас, с ее устройством, образом жизни и устремлениями, выдержать любые испытания. Никогда еще с тех незабываемых трагических дней, когда американцы пролили столько своей крови в братоубийственной войне (имеется в виду Гражданская война в США в 1861-1865 годах. -В.К.), проблема самого существования Америки как государства и как носителя определенной идеологии не вызывала таких сомнений». Эти признания - своеобразный итог пути, пройденного за 200 лет страной, символизирующей капиталистический мир.

Вполне был прав Генеральный секретарь Коммунистической партии США товарищ Г. Холл, когда он сказал в своей речи на XXV съезде КПСС: «Все большее понимание массами - а это неотъемлемая черта повседневной действительности - коренной противоположности путей, по которым идут две мировые социально-экономические системы, стало важным фактором политической и идеологической борьбы. Достижения общества развитого социализма во все большей степени рассматриваются массами как мерило, по которому судят о социальном прогрессе или его отсутствии. Именно этим сдвигом в сознании масс объясняется новый взрыв истерии, новая волна низкопробной клеветы на социализм, распространяемой буржуазной пропагандой».

Действительно, по мере развертывания исторического состязания двух общественных систем в сознании миллионов людей в капиталистическом мире возникают новые критерии, с помощью которых они сравнивают эти системы. Конечно, уровень материального достатка при такой оценке по-прежнему играет очень важную роль, но диапазон измерения теперь значительно шире. Он включает весь спектр человеческих ценностей.

Не при капитализме, а только в условиях социализма возможно осуществление самой широкой социальной программы, целью которой является наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей всех членов общества.

Вот некоторые данные. Из года в год растут реальные доходы советских людей. Повышение зарплаты в девятой пятилетке коснулось более 75 миллионов человек. Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления, составили в 1975 году 90 миллиардов рублей, что означает рост в расчете на душу населения с 263 рублей в 1970 году до 354. Если в 1975 году заработная плата составила у рабочих и служащих 146 рублей в месяц, то к концу нынешнего пятилетия она увеличится до 170 рублей. В соответствии с недавним постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС в среднем на 18 процентов повышается минимальная зарплата рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях, - всего 31 миллион человек.

Важный источник повышения уровня жизни советских трудящихся - неуклонно осуществляемый ЦК КПСС и правительством курс на сохранение стабильности цен на основные продовольственные и промышленные товары повседневного спроса. В нашей стране строится больше жилья, чем во Франции, Италии, ФРГ, Великобритании и других странах «Общего рынка», вместе взятых. Квартирная плата в СССР - самая низкая в мире, к тому же она не менялась с 1923 года, хотя оплата труда рабочих и служащих за это время увеличилась в несколько раз, а техническая оснащенность жилья намного возросла. Доля расходов трудящихся на налоги остается неизменной на протяжении многих лет.

Крупнейшее завоевание социализма - бесплатное медицинское обслуживание. В СССР сейчас на каждые десять тысяч жителей приходится свыше 30 врачей. Все граждане пожинают благотворные плоды подлинной культурной революции. Забыта неграмотность, обеспечено полное среднее образование всей молодежи. Ни одно буржуазное государство не может сравниться с нами по масштабам высшего образования. О нашем научном потенциале сам за себя говорит тот факт, что четвертая часть научных работников мира находится в СССР. Наша страна занимает одно из первых мест и по таким показателям, как количество выписываемых газет, покупаемых и читаемых книг, посещений кино, театров и т. д.

А как обстоит дело с этими сторонами жизни в мире капитала?

В основных капиталистических странах налицо явная тенденция к снижению реальной заработной платы трудящихся. Совокупный реальный доход населения США, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Италии, Канады за 1974-1975 годы уменьшился в среднем на 1,3 процента, а у отдельных категорий трудящихся он убавился еще заметнее.

Не в последнюю очередь это связано с ростом налогов. В США, например, индивидуальный подоходный налог только за предыдущие три десятилетия подскочил почти в девяносто раз - до 90 миллиардов долларов. Сегодня, по данным коммунистической печати, более половины зарплаты американских рабочих изымается в виде налогов. Около 30 миллионов человек пребывает в нищете. Общая сумма личного, корпоративного и правительственного долга США уже в начале 70-х годов превышала триллион долларов. Да и трудно ожидать другого, когда колоссальные средства тратятся на гонку вооружений.

У трудящихся капиталистических стран есть еще один беспощадный враг - неудержимо взвинчиваемые цены. В 1963 - 1972 годах это «съело» в Англии 70 процентов прироста номинальной заработной платы, 68 - во Франции, 67 - в Италии, 60 - в США. За 1971-1975 годы жизнь в этих странах подорожала в среднем на 56,3 процента.

Одним из последствий экономического кризиса стал глубокий спад в жилищном строительстве, хотя потребность в нем исключительно велика. В ФРГ оно по сравнению с 1973 годом сократилось на четверть, а в США еще больше - на треть. В то же время плата за жилье в основных капиталистических странах поднялась за два года на 33 процента. Органы пропаганды США уверяют, что чуть ли не все американцы живут в комфорте. Но они умалчивают о том, что в этой самой богатой стране капиталистического мира имеется более 4 миллионов жилищ без водопровода, 1 миллион - без отопления. Трущобы множатся. Даже в правительственных кругах считают, что восемь из каждых десяти семей в США испытывают большие трудности с жильем из-за его дороговизны.

Аналогичная картина наблюдается и во Франции. В парижском районе, где проживает около 9 миллионов человек, 64 процента домов не имеет ни ванны, ни душа, а 43 процента - и канализации. Даже в домах, построенных в последнее время, лишь менее половины квартир имеет газ. Из-за недоступной платы пустует 275 тысяч квартир, а 250 тысяч семей остается без должной крыши над головой.

МРАК И СВЕТ

Еще хуже обстоит дело с охраной здоровья. В США, например, из-за колоссального роста стоимости медицинского обслуживания среди населения стало привычным выражение «дешевле умереть, чем заболеть».

Миллионы делаются жертвами образа жизни, порожденного империализмом. Стремясь забыться, уйти от действительности «общества всеобщего благоденствия», люди все чаще прибегают к наркомании. Если в 1950 году в США насчитывалось 55 тысяч наркоманов, а в начале 70-х годов - уже 560 тысяч, то сейчас их еще больше. По данным американской печати, в стране по крайней мере 10 миллионов человек страдает алкоголизмом, резко увеличилось число психических больных - счет теперь идет на миллионы.

«Бедность, болезни, несправедливость, праздность, невежество, человеческое убожество и преступность, - признает бывший министр юстиции США Р. Кларк, - идут рука об руку. Такова правда. Мы всегда ее знали. Мы культивируем преступность, порождаем, питаем ее».

Капитализм растлевает, уродует людей. Американский социолог и психолог Э. Фромм не без основания называет главным признаком образа жизни «общества потребления» пустоту, деградацию человеческой личности. Эту характеристику дополняет известный политический деятель У. Фулбрайт. «В атмосфере любого крупного города, - пишет он, - почти физически ощутимо нечто недоброе, господствующее надо всем настроение недоброжелательности и раздражительности, чувство изоляции в толпе, чувство одиночества при невозможности в то же время побыть одному. Больше всего отдельный человек испытывает чувство потери контроля над вещами, своей порабощенности вещами, окружающими его, чувство того, что его нужды не удовлетворяются, а его природная суть разрушается».

Эти черты американской действительности дополняются расизмом, человеконенавистничеством. Известно, что граждане африканского происхождения составляют лишь около 11 процентов всего населения США, но как раз они-то и подвергаются больше других различным репрессиям. В тюрьмах больших городов из каждой сотни заключенных - 70-80 черных. «Не потому, что мы преступнее, чем другие, - писал покойный ныне доктор Уильям Дюбуа, - а потому, что мы беднее, и поэтому нас чаще арестовывают».

Капитализм вышел на политическую арену с лозунгом демократии. Однако буржуазная демократия не есть некий «дар» буржуазии народу. Как справедливо отмечается в новой программе Коммунистической партии США, хотя «каждый правящий класс, вынужденный пойти на проведение реформ, пытается представить их как символ собственного великодушия и благоразумия», в действительности демократия в буржуазном государстве есть результат борьбы народных масс. «...Реформы, - указывается в программе, - это продукты народной борьбы и нажима, но никогда не следствие капиталистического великодушия».

Буржуазная демократия была и остается урезанной, ограниченной. Она и не может быть иной, поскольку направлена на утверждение власти магнатов капитала и удержание народных масс в подчиненном, бесправном положении. Это настолько очевидно, что даже такой далекий от коммунизма публицист, как редактор парижского ежемесячника «Монд дипломатик» Клод Жюльен, в своей книге «Самоубийство демократий» приходит к выводу: «Смешно говорить о демократии, когда деньги открывают двери к власти, которая, в свою очередь, дает шанс делать еще большие деньги».

Подлинная демократия неотделима от социализма, творящего высшие формы человеческого общежития. Буржуазия и ее идеологические прислужники веками внедряли в сознание людей мысль о том, что недоверие и вражда между народами - явление извечное и неискоренимое. Практика социализма опровергла эти утверждения. В СССР построено многонациональное социалистическое государство, покоящееся на принципах равноправия и дружбы народов. Его прочности может позавидовать любое буржуазное государство. И если на смену конфронтации пришла разрядка напряженности, то опять-таки человечество обязано этим социализму, неустанно добивающемуся демократизации всей системы международных отношений.

Естественно, что к социализму тянется все лучшее, что есть в несоциалистической части мира. Как указывалось в Политической декларации конференции коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы, состоявшейся в январе 1974 года в Брюсселе, социализм все больше выступает как объективное требование прогресса во всех областях жизни во имя развития народов, во имя будущности мира. «Именно в этом направлении движется история человечества с тех пор, как Октябрьская революция 1917 года уничтожила абсолютную власть империализма и основала под руководством Ленина и партии большевиков первое в мире социалистическое государство, которое сегодня успешно создает материально-техническую базу коммунизма. Исторический опыт свидетельствует, что только социализм способен дать радикальный ответ на основные вопросы, которые стоят перед народными массами капиталистических стран».

Коммунистические партии стран Латинской Америки и Карибского бассейна на совещании в Гаване в июне 1975 года также подчеркнули: «Социализм - это единственная система, способная гарантировать подлинное развитие Латинской Америки ускоренными темпами, в котором нуждаются наши страны. Куба показала братским народам, что в нашу эпоху можно предпринять строительство социализма на американском континенте, и она добилась поразительных успехов. Социализм - это наша цель, от которой мы не можем отказаться».

«Все более широким слоям общественности, - отметили участники Берлинской конференции коммунистических и рабочих партий Европы (1976 год), - становится очевидной историческая необходимость смены капиталистического общества социалистическим обществом, создаваемым в соответствии с волей каждого народа».

В том же духе высказываются прогрессивные деятели других континентов. «Само существование социалистических стран, наличие обширной и свободной зоны человечества и составляет стратегический тыл борьбы народов и угнетенных классов, - заявляет председатель Фронта освобождения Мозамбика, президент НРМ Самора М. Машел. - В этом и заключается основной аспект поддержки социалистических стран. Социалистические страны составляют главную преграду империализму и в международном плане являются решающим фактором, который содействует победе революционной борьбы, победе борьбы рабочих и крестьян в странах, все еще находящихся под угнетением».

В условиях, когда социализм все больше завоевывает умы и сердца людей, империалистическая реакция усиливает свои идеологические диверсии против стран нового мира, против коммунистических партий, против народов, избирающих путь социалистической ориентации.

Любой ценой опорочить реальный социализм в глазах миллионов, ограничить социальные последствия разрядки международной напряженности, отвлечь внимание людей труда от их бедственного положения в буржуазных странах - такие цели ставят перед собой апологеты капитализма. В унисон с ними действуют и разного рода оппортунисты, делающие за врагов социализма самую грязную работу.

Но, как говорил товарищ Фидель Кастро на XXV съезде КПСС, солнце не заслонить ладонью. Социализм уже сегодня оказывает огромное воздействие на мысли и чувства сотен миллионов людей на Земле. Он обеспечивает людям труда свободу, подлинно демократические права, благосостояние, широчайший доступ к знаниям, прочную уверенность в будущем. Он несет мир, уважение суверенитета всех стран и равноправное межгосударственное сотрудничество, служит опорой народам, ведущим борьбу за свою свободу и независимость А завтрашний день, несомненно, даст новые свидетельства безграничных возможностей социализма, его исторического превосходства над капитализмом.

Вместе с другими братскими партиями КПСС и впредь будет делать все, чтобы пример победившего социализма сиял все ярче и ярче.

Журнал "Коммунист" № 1'1977